Возрождение сатирической комедии

Много сил потратил Николай Акимов, художественный руководитель Ленинградского театра комедии, на то, чтобы в 1944 году осуществить постановку «Дракона» на сцене. Спектакль состоялся, но в репертуаре театра продержался недолго. Б 1962 году Акимов снова вернулся к «Дракону», вновь поставил пьесу, и опять спектакль не продержался в репертуаре, его сняли.

Евг. Шварцу не очень-то везло в театре. В сущности, его пьесы по-настоящему пошли на сцене только в 60-х годах. В Москве, например, лучшим сатирическим спектаклем «шварцевского» репертуара стал «Голый король», поставленный в 1960 году театром «Современник» .

Сатирическим пьесам Е. Шварца еще предстоит в будущем завоевывать театры и зрителей.

Уходили сороковые роковые годы. Трудные, напряженные, героические. У всех на памяти была война, с мучениями, утратами и с великой Победой, которая, как рассвет новой эры, предвещала обновление во всех сферах жизни.

Страна строилась, трудилась.

В драматургии накапливался опыт создания сатирических произведений. Причем это накопление проходило разные стадии. Уверенность в том, что можно и надо работать в сатирических жанрах, завоевывалась в борьбе, в стычках взаимоисключающих мнений и оценок. Сначала были резкие срывы, увлечения критиканством, фельетонным стилем.

Сатира этого времени представляется мне пробой сил, продолжительным, длившимся почти десять лет экспериментом. В жанре сатиры все начиналось тогда почти с нуля.

В ту пору определилась тенденция - стремление к сглаживанию противоречий; боязливое отношение к сатире, к критике пороков и отрицательного.