Весной 1952 года

Драматургия должна показывать жизненные конфликты, без этого нет драматургии».

Речь шла тогда о главном - решительно перестроиться, покончить не на словах, а на деле с бесконфликтностью в драматургии, не бояться изображать злое и вредоносное, лечить сатирой общество, клеймить людские пороки.

Однако перестройка произошла не сразу.

В 1953 году появилось несколько сатирических комедий. Именно в этом году идут на сценах «Гибель Помпе-ева» Н. Вирты и «Раки» С. Михалкова, издаются или начинают свою сценическую жизнь такие комедии, как «Не называя фамилий» В. Минко, «Извините, пожалуйста!» («Камни в печени») А. Макаенка, «Большие хлопоты» Л. Ленча, «Аноним» С. Нариньяни, «Деятель» И. Городецкого и другие.

Наиболее популярными из них стали три сатирические комедии: «Раки» С. Михалкова, обошедшие, после того как они были поставлены Театром имени Вахтангова, многие сцены нашей страны, «Не называя фамилий» украинского драматурга В. Минко и «Извините, пожалуйста!» белорусского драматурга А. Макаенка.

«Раки» создал талантливый баснописец, мастер малых комедийных форм, хороший детский поэт Сергей Михалков. Драматург начинал свою пьесу со смешного анекдота. Прохвост Леонид Аркадьевич Ленский, человек без определенной профессии, по которому, как говорят в народе, тюрьма плачет, выдает себя за персону из мира науки и техники. Напоминающий то ли Хлестакова, то ли Остапа Бендера, этот пройдоха легко втерся в доверие именитых отцов города, обокрал кассу и доверчивую Аглаю Ивановну и, как Хлестаков, сбежал в неизвестном направлении, а его на церковной паперти Старого Хрюкина прождала невеста - Серафима Лопоухова.

Выбор анекдота вызвал споры и несогласия. «Самым уязвимым местом комедии Сергея Михалкова «Раки»,- писал Н. Погодин,- по всей видимости, является ее главная пружина - виновник решающих происшествий Ленский. Можно с известным основанием указать автору, что рискованно с его стороны наводить читателя на аналогию с великой гоголевской комедией. А мы вспоминаем о ней непроизвольно, раз по главному ходу действия сюжет «Раков» повторяет сюжет «Ревизора»  .