Вдова полковника

На первый взгляд кажется, что пьеса «Вдова полковника» - драматизированный монолог, в котором образ Вдовы выписан как художественный и социально острый портрет. Это вроде верно, но не совсем. Стоит повнимательней приглядеться к пьесе, как обнаружится ее разнослойная структура, вбирающая многие персонажи-типы и размышления писателя о жизни и искусстве. Поэтому закономерно автор назвал свою пьесу «сцепы из жизни». Да, это жизнь, полная причудливых сцеплений и событий, происходящих в Таллине, с аптекой на Ратушой площади, с заводским парнем, задумавшим махнуть на Ангару, с песнями Клавдии Шульженко и Рашида Бейбутова, с мудрой сиделкой, дремлющей в больнице от усталости. Смуул определил время действия - «сегодняшний вечер», то есть вечер 60-х годов, с его реальными приметами.

В пьесе жизнь изображается тоже в форме фарса, в условно-метафорическом стиле. Драматург делает это в традициях эстонского фольклорного, народного театра, обнаженно и остроумно, с выдумкой и фантазией. Диалога почти нет, он как бы внутри монолога. Действующие лица в пьесе делятся на две категории: первая - лица, которым Смуул дает слова и монологи, это Вдова полковника, Автор, Ремарка, Военная музыка; вторая - действующие лица без текста, то есть без слов, это Дочь Вдовы, Зять Вдовы, Внучка Вдовы, Подруга Вдовы, Домработница Вдовы, Врач, Кавалер Внучки, Глухой старик.

Смуул разрабатывает оригинальнейшую форму сатирической комедии. В первой группе лиц, «говорящих», обращает на себя внимание Ремарка - красивая и веселая женщина, которая рассказывает о себе, о том, как она десятилетиями жила «в ссылке на режиссерском столе», как мучила актеров, а теперь резвится, участвует в судьбе тех персонажей, которые лишены слов, подходит то к Дочери Вдовы, то к Внучке, то к Глухому старику, говорит за них, узнает их мысли, их отношение к Вдове, к ее разглагольствованиям. Благодаря такой функции Ремарки мы узнаем все о каждом из восьми действующих без текста лиц.

Необычайно интересно задумана Смуулом и Военная музыка как действующее лицо. Она в пьесе возводится в ранг персонажа. Вместе с Автором и Ремаркой Военная музыка, по замыслу писателя, становится «чрезвычайно важным персонажем в сценах из жизни, их четвертым измерением».

© 2008-2019 bestcourses.ru