Творческие задачи

Там, где жизнь - ему привольно. Там, где радость, он и рад. Там, где боль, ему и больно, Там, где битва, он - солдат» .

Автор совершенно четко расшифровал свои творческие задачи: он видит жанр поэмы в смешении сатиры с публицистикой, особо подчеркивает сказочно-условную форму своего поэтического повествования. В поэме не стоит искать формы самой жизни, напротив, жизнь здесь подается в формах народного театра, в новогодних фантазиях поэта (а что не бывает в ночь под Новый год - стоит, например, вспомнить гоголевскую «Ночь перед Рождеством»: тогда-то и украл черт месяц?!).

Ко всему этому надо добавить, что новогодняя сказка-поэма Твардовского исключительно театральная. Автор ее постоянно пользуется диалогами, разговорами Теркина с другом-солдатом, с генералом-покойником, с «учетным столом», со «столом проверки», со Смертью, монологами-раздумьями вслух и т. д. Само построение поэмы, в котором все зависит от одного лица, напоминает структуру классических русских комедий. Потому совершенно естественно и органично Московский театр сатиры и решил поставить «Теркина на том свете» на своей сцене как спектакль (режиссер-постановщик В. Плучек, художники С. Алимов и М. Ромадин, композитор Р. Щедрин).

Ныне, спустя более двадцати лет (спектакль вышел в феврале 1966 года), мы можем объективно подойти к этой постановке, вызвавшей тогда споры и противоположные мнения. Да. в этой талантливой работе и несомненно вершинной для постановщика И. Плучека и его труппы были и свои просчеты, сказавшиеся, например, в чрезмерной перегрузке спектакля эпизодами, их было многовато - двенадцать, не считая еще сцен, в которых действовали два хора. Театр, окунувшийся в щедрую на афоризмы литературу, не проявил достаточного самоограничения, иной раз перебирал в эксцентрике (эпизод « Гробгазета»).

И все же после пьес Маяковского и после комедии Назыма Хикмета, этих принципиальных и этапных постановок театра, в которых выявилось его новое качество - драматизация сатиры, углубление ее за счет психологии, драмы и публицистики,- «Теркин на том свете» стал новой ступенью в сатирическом творчестве всего нашего советского театра.