Традиции драматургии

В «Клопе» и «Бане» В. Маяковский оставался верен себе, истокам своего творчества, он строил в этих комедиях свой, очень оригинальный театр, в котором поэт выступает как дирижер оркестра, как творец и участник разыгрываемого действия. Это удивительное свойство Маяковского: во всем и всегда - в стихах, пьесах, в сценариях для цирка и кино, в выступлениях на эстраде - он оставался Маяковским, дерзким, вызывающе боевитым, настороженным ко всякой фальши, пошлости, неправде.

В заметке «Что я делаю?», напечатанной в журнале «Новый Леф» в 1927 году, он признается: «Главной работой было: развоз идей Лефа и стихов но городам Союза». Он изъездил 18 городов, в некоторых из них выступал по 4-6 раз, сделал 45 выступлений, получил 7000 записок. Каждое его выступление - это спектакль, с публицистикой, с сатирой, со стихами и ответами на записки. Такой театр Маяковского неповторим, ибо его творила великая личность Актера и Автора - Маяковского.

Мейерхольд в 1929 году заметил, что главный прием, примененный поэтом в пьесах,- это прием эпиграмматический. «Присматриваясь долгое время к Маяковскому, я вижу, что этот прием едкой эпиграммы, прием необычайно злобного высмеивания тех явлений, на которые он нападает, он применяет прежде всего как поэт. Поэт не бывает многословен, поэт всегда говорит кратким, метким, образным языком» .

Действительно, Маяковский восстанавливает в драматургии традиции пушкинской эпиграммы. Но эпиграммность его пьес - это только одно из свойств абсурдного комизма, который властвует в «Клопе» и «Бане». У Маяковского комизм доведен до универсальности, на его основе деформируются не только сатирические образы,  но деформации подвергаются и  сами  ситуации общения. Поэт выстраивает «гротеск общения», в котором на одном уровне действуют сатирические персонажи и автор. Это удивительная особенность пьес и театра Маяковского, кстати, впервые им разработанная с необычайной тщательностью в нашей комедиографии.

© 2008-2019 bestcourses.ru