Теоретические размышления Г.Козинцева

Теоретические размышления Г.Козинцева помогают нам понять, что же такое «Женитьба» фэксов. Прежде всего она но имеет никакого отношения к гоголевской «Женитьбе». Просто это совершенно самостоятельное эксцентрическое, озорное, шутовское, в плане балагана представление. Спектакль имеет подзаголовок: «Трюк в 3-х актах. Совершенно невероятные похождения эксцентрика Сержа». Капустническое, в духе «Кривого зеркала», зрелище, разыгранное в «сцепке» цирковых трюков, без всякого порыва сказать, что вот, дескать, как мы умеем играть Гоголя. Нет, такого замысла не было. Был скорее пародийный азарт выступить против скучных спектаклей «аков» (особенно петроградских академических театров). Поэтому и избрали абсурдную гротескную форму: она - «антидогматичность, противопа-радность».

В спектакле фэксов не было ни Подколесина, ни Кочкарева. У Гоголя позаимствовали лишь идею выбора женихов, но и они были современные: Электрический жених, Радиоактивный жених, мистер Биль и комик кино Чарли Чаплин, который и становится двигателем сюжета. Еще в качестве персонажей выступали: Эйнштейн и Альберт, а также девица Агата стояла у рычага Бюро Невест. Эксцентрик Серж из цирка развлекал зрителей своими трюками. В качестве персонажа выступал и Гоголь, который разговаривал на украинский лад, возмущался, что ого пьесу «запупыривают», кричал: «Ратуйте, чиновные наново! Это же чертово пекло, никак, и хари таки богопротивные... Задам-ка я лататы!»

Спектакли фэксов не прошли бесследно. Фэксы возбуждали театральную мысль. Есть основания предполагать, что они побудили к смелому решению Ю.А.Завадского, поставившего «Женитьбу» в Третьей студии Художественного театра. Режиссер, работая со студийцами, шел к фантастическому реализму Гоголя, к сценическому изображению «петербургского кошмара». Хотя критика и осуждала спектакль, писала о «дотошливой идеализации любви некоего чиновника Подколесина», о «какой-то кукольной мистерии», все же стоит отдать должное Завадскому, задавшемуся целью разгадать трагикомическую суть «Женитьбы».