Театры нашего времени

Летом 1985 года в Москве гастролировал Читинский драматический театр; один из спектаклей, показанных москвичам, был опять же зощенковский - «Горько!». Так назвали читинцы композицию, состоящую из трех одноактных комедий Зощенко: «Корни капитализма» (нигде не ставилась), «Свадьба» (впервые ее поставил В. Плучек в 1932 году в Московском траме) и «Преступление и наказание» (впервые сыграна в 1933 году в Ленинградском мюзик-холле). Три пьесы - три грани и ступени «мещанского счастья». Постановщики (режиссер А. Славутский, художник А. Патраков) сотворили действие веселое, протекающее в сопровождении непринужденного, шаловливого мотива («Чего тебе надо?» - «Ничего не надо»).

Надеюсь, что настанет время - оно не за горами,- когда войдет в нашу культуру весь театр Михаила Зощенко, еще до конца не понятый и не освоенный.

Мы в большом долгу перед памятью талантливейшего русского писателя Андрея Платоновича Платонова (1899-1951). Как прозаика его знают в нашей стране, хотя и не все прозаические произведения писателя дошли до современного читателя. А вот как драматург он совершенно неизвестен, тогда как драматургическому творчеству Платонов отдал много сил и энергии, написав в разное время около десятка пьес в различных жанрах. Здесь пойдет речь о сатире в драматургии А. Платонова.

М. Горький еще в 1927 году, живя в Сорренто, познакомившись с первой книгой Платонова «Еиифан-ские шлюзы», изданной в Москве, обращает внимание на «хорошую дерзость» молодого писателя. Приехав в Москву, Горький интересуется его творчеством. Платонов послал на суд Горького свой роман «Чевенгур».

В сентябре 1929 года Горький написал Платонову письмо, в котором, отметив талант автора, указывал и на недостатки романа - длинноты, растянутость действия. А в другом письме Горький отмечал лирико-сатириче-ское дарование прозы Платонова.