Судьбы забытых пьес

На первый план творческих дискуссий вышли вопросы о положительном герое, о его месте в конфликте. Кто же он, этот новый герой? Каковы взаимоотношения личного и общественного? Естественно, что веское слово в тогдашней драматургии принадлежало новым драмам М. Горького, пьесам, появившимся в те годы,- Н. Погодина, А. Афиногенова, В. Киршона, Б. Ромашова, Вс. Вишневского.

И все же нельзя представить себе драматургию 30-х годов без комедий М. Зощенко, М. Булгакова, Ю. Олеши, А. Файко, М. Кулиша, И. Кочерги, А. Корнейчука. Эти драматурги продолжали или же начинали работать в жанре сатирической комедии, развивавшейся в русле советской литературы. Однако сатире тогда не повезло. Не в почете были критика и самокритика. Постепенно забывались театральные традиции Маяковского, обличение в искусстве не поощрялось и изгонялось, приостановилось развитие народной смеховой культуры.

Для сатиры наступили трудные времена.

В походе на сатиру тон задавали рашювцы.

Казалось, что перед многосложной и созидательной жизнью бессильны умозрительные и «цеховые» концепции и умозаключения. Однако на путь вульгарно-социологической, внеэстетической борьбы и встали руководители РАПП. Вначале вокруг этой организации сплотились многие писатели, искавшие сближения с новой жизнью, выступавшие против угара нэпа. Но к концу 20-х годов руководители РАПП, занявшие командные позиции в литературе, новели узкогрупповую борьбу, разделяя писателей на «своих» и «чужих», одних художников соглашаясь признать «попутчиками» пролетариата, а другим - отказывая в этом. Рапповцы установили в критике административный и проработочный тон, прозванный «рапповской дубинкой», усердно занимались наклеиванием порочащих ярлыков. Травили Маяковского. Объявили «подкулачником» и «анархиствующим обывателем» А. Платонова, «эмигрантом» и «нововеховцем» М. Булгакова, пытались отлучить от советской литературы М. Шолохова, А. Толстого, К. Тренева и других, вели атаки против М. Горького.

© 2008-2019 bestcourses.ru