Судьба постановки второй редакции "Мистерии-буфф"

Они послали в ЦК РКП (б) заявление, в котором протестовали против постановки комедии в Театре РСФСР-Первый, считая, что пьеса проникнута «анархической точкой зрения» и в «разрешении некоторых вопросов искажающее вульгарна» и т. п. Письмо, в частности, подписали А. Серафимович, В. Карпинский. Барсова-Карпинская, Д. Чижевский - драматурги, выступившие с пьесами на современные темы. Только их пьесы не выходили за рамки бытовых проблем («Марьяна» А. Серафимовича, «Мы и они» В. Карпинского, «Его величество Трифон» Д. Чижевского). Стиль драматического мышления у Маяковского совершенно другой, резко противостоящий бытовой драме,- поэт писал «Мистерию» стихами, в форме условно-метафорической, сатирической и эпической.

Обычно тот, кто не соглашался с Маяковским, спорил с ним в печати или чаще на устных выступлениях. А такое категоричное письмо, да еще коллективное, было и для тех лет неожиданным и угрожающим. Вот почему и возникла потребность в диспуте «Надо ли ставить «Мистерию-буфф»?», который состоялся 30 января 1921 года в Театре РСФСР-Первый.

Диспут открылся вступительным словом Маяковского, после чего он прочитал вторую редакцию пьесы, и его чтение вызвало бурю восторгов. Естественно, что противники «Мистерии-буфф» (из подписавших заявление в ЦК на диспуте выступала одна. Барсова-Карпинская) потерпели поражение, поскольку они были не объективны в оценке пьесы, к тому же судили о ней по первой редакции.

После диспута работа над пьесой продолжалась с еще большим подъемом. Маяковский жил в театре, принимал участие в репетициях, делал доработки в тексте.

Весна 1921 года была особенной. В марте проходил X съезд партии, который намечал конкретные пути к переходу к новой экономической политике. Закончилась гражданская война. Завершилась эпоха военного коммунизма. Страна вступала в новый этап своего развития - восстановления народного хозяйства.