Студии Театра сатиры

Триптих писался по заказу вновь организованной студии Театра сатиры. Премьера должна была состояться 1 Мая 1920 года. Маяковский вводит в свои миниатюры лицо от автора - Театр Сатиры, который комментирует события во всех трех пьесах, раздвигает занавес, ведет спектакль, объединяет все пьесы в одно целое. Ну как тут не вспомнить «Балаганчик» Л. Блока и его Автора, переживавшего все, что происходило в этой волшебной поэтической пьесе. Только у Маяковского, написавшего свои сатирические пьески тоже в стихах, иные задачи, иная, так сказать, рабочая позиция. Он обличает, негодует, озорничает, как в поэтическом балагане, забавляется: «Такое настроение у меня весеннее, что вот возьму и облаю воскресение». Это - Маяковский, только он мог «облаять воскресение» и восстать против «буржуазных праздников», противопоставляя им праздники пролетарские.

Автор - Театр Сатиры - в триптихе не скрывает своих симпатий, воюет с ритуалами и привычками старого мира, охальничает и скоморошничает, но всегда делает это с позиций пролетарской морали тех 20-х годов, когда все старое отрицалось, подвергалось издевке, в том числе и старое искусство, и Лев Толстой, и Художественный театр.

Конечно, не во всех трех пьесках Маяковский одинаков. Например, пьеска «Как кто проводит время, празднуя праздники?» наиболее активная в разоблачении культа еды и обжорства и более примитивна; образы в ней плакатные, особенно главные антигерои - пьяницы и обжоры. Однако и в этой в целом слабой пьеске есть блистательные находки: дети, заморенные родителями, плачут: «Боженька, спаси! Ангел-хранитель, вывози! Тонем, бедные, утопаем в грязи». Или такие чисто Маяковские словосочетания: «Кто это вас так аннулировал? Глаз в фонарях, бороду вырвал...», «Надо Нил разлить на Ниле. Ишь, как загрязнили».

А вот крохотная комедия «А что, если?..» - настоящий шедевр сатирической драматургии. Здесь уже слышатся гоголевские интонации. «Круглый буржуа» Иван Иванович заснул накануне Первомайского праздника. И ему приснилось...