Структурное ядро

Для сатирической комедии характерно острое обличение. Ее комизм деформирует обычное, распространенное, вырванное из нормального хода вещей и придает ему житейски нелепую, а чаще всего абсурдную и гротескную форму, которая и вскрывает порочную комическую сущность. Сама логика комического эффекта условна, однако, пользуясь ею, сатирик вскрывает в характерах недостойное как жизненное и типическое, как обобщенное и общечеловеческое.

Гоголь был убежден, что «дурного не следует щадить, где бы оно ни было». Вместе с тем он считал, что, критикуя и высмеивая дурное и злое, художник делает добро людям, и эта высокая идея комического вызывает смех очистительный, как катарсис, несущий в себе извечное доброе и светлое. Поэтому Гоголь и говорил: «Возмущает только то, что мрачно, а смех светел» .

Основным структурным ядром любой комедии, особенно же сатирической, является анекдот (казус, невероятное происшествие, недоразумение и т. п.). Недаром же Гоголь просил у Пушкина «чисто русский анекдот» и обещал сотворить комедию «смешнее черта». И Пушкин подсказал ему такой анекдот, послуживший основой для гениального «Ревизора». Так вот развертывание анекдота с помощью фантазии и воображения драматурга (перипетии, взаимосвязи персонажей, их часто бессмысленные поступки, уловки, проделки, иной раз и лишенные мотивированности) и составляют движение и развитие сюжета в сатирической комедии. Тут на каждом шагу могут быть алогизмы, затеи, составляющие «как бы вторичный логический ряд», возникающий в подтекстах, во внутренних планах комического действия. В результате анекдотических и абсурдных положений и возникает комизм, вызывающий смех, иронию или улыбку.

Комедия сильна смехом, а в сатирической комедии - этой высшей форме комического - смех выполняет резко обличительные функции, он негодует; здесь смех и гнев, ненависть и сарказм выступают в единстве с идейной позицией автора, всегда знающего, во имя чего, для каких высоких нравственных целей он клеймит и судит смехом зло и норок.