Спектакль "Мистерия-буфф"

Он был сопостановщиком, но ему приходилось проводить занятия с актерами, он читал текст, проигрывая многие роли, стремился к целостности спектакля, убеждал исполнителей, что надо точно прочертить два плана: приподнятый и агитационный, в котором выражалась главная идея вещи, и площадной, грубовато-сатирический, гиперболический, буффонный, особенно при подаче «семи пар чистых».

Буквально за два дня до премьеры в газете «Петроградская правда» А. В. Луначарский выступил со статьей о пьесе и спектакле «Мистерия-буфф», назвав статью очень многозначительно: «Коммунистический спектакль». «Единственной пьесой, которая задумана под влиянием нашей революции,- писал Луначарский,- и поэтому носит на себе ее печать - задорную, дерзкую, мажорную, вызывающую, является «Мистерия-буфф» Маяковского... Я от души желаю успеха этой молодой, почти мальчишеской, но такой искренней, шумной, торжествующей, безусловно демократической и революционной пьесе».

Спектакль «Мистерия-буфф» состоялся 7 ноября 1918 года, в день первой годовщины революцинного Октября. Зал заполнили рабочие, студенты, молодежь. Среди зрителей был и А. Блок.

Полного успеха не было, декорации К. Малевича не очень соответствовали духу и политической остроте пьесы; для рая, например, художник выбрал серые тона, облака изображались анилиново-розовыми, голубыми и лиловыми «пряниками», а в картине «Обетованная земля» появлялся силуэт большой машины, колорит которой назойливо напоминал о железе и бетоне. Эта ключевая сцена в сценографии и в актерском исполнении получилась скучной. Цельного зрелища не вышло, потому что играли роли в основном непрофессионалы. На всем лежала печать спешки, незаконченности. «И наконец, в самый вечер,- вспоминал Маяковский в 1927 году,- один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и Человека просто, и Мафусаила, и кого-то из чертей».