Современный материал

Это вещи вроде бы несовместимые. Однако материал деловой жизни, с которой я связан многие годы, позволяет совмещать публицистику и комедию. Мне особенно хорошо знаком «средний слой» нашей общественной, производственной жизни, это - инженеры, строители, люди труда и дела, настоящие труженики нашей жизни. Через этот слой хорошо просматриваются общественные структуры, проблемы психологии, нравственности, социологии. Здесь появляются, вспыхивают и гаснут различные происшествия, казусы, анекдоты, так необходимые для комедии. В пьесе «Мы, нижеподписавшиеся...» я попытался через комедию рассмотреть всего лишь один эпизод из деловой жизни, меня увлекли возможности этого жанра...»

Автор, привлекая современный материал, социально актуальный, использует приемы и структурные формы, сложившиеся в классической комедиографии. Меня поразило, что автор, избравший наисовременнейшую проблематику, сохраняет в методологии построения своей пьесы три драматических единства (время, место, действие), единства, которые у нас нередко назывались «пресловутыми» и начисто отвергались.

Между тем не только Гельман в своей комедии, но и Шукшин в «Энергичных людях», и Вампилов в «Старшем сыне» придерживаются слитности времени (не более суток), места (в одном помещении) и действия (главенство героя, ведущего сюжет). Например, в пьесе «Мы, нижеподписавшиеся...» единство времени и пространства (хронотоп) слито в шесть часов поездного, железнодорожного времени, напряженного, тревожного, комического, почти мгновенного, равного движению поезда от Куманева до облцентра. А пространство в этой комедии огромно, оно вбирает жизнь каждого персонажа, во всех ее подробностях, и все-таки в границах одного происшествия: подпишут или не подпишут акт о приемке объекта? Кроме того, в эти же пространственные ряды входят и действия Грижилюка, и Ивана Ивановича - персонажи, не появляющиеся на сцене, образы, возникающие из контекста, из реплик, фактов, остающихся опять же в пределах одного происшествия.

© 2008-2019 bestcourses.ru