Сложность в классификации комических форм

В комедиографии возникают формы, устанавливающие свои границы во взаимоотношениях сатирического комизма с юмором, лирикой, с фантазией и другими компонентами творчества. Провести пограничные «зоны» между сатирой и юмором, то есть между сатирическим комизмом и юмористическим, как это пытается сделать Дземидок, почти невозможно. Оба этих типа комизма часто взаимодействуют в одной пьесе, переходят один в другой, создают новые «стыки».

Думается, что комедии, условно объединенные по степени «нагретости» юмора, также отличаются прежде всего индивидуальностью авторского мышления, видения им жизни, то есть способом отражения предлагаемых обстоятельств. И тут все будет решать «способ игры», ее топ, ее форма. Типологическое разделение произведений по приемам, по «инженерии» построения будет удачным только в том случае, когда театр найдет идейную, мировоззренческую основу для конкретной пьесы, а в ее сюжетах и образах «прочтет» общественный интерес, социальность содержания. Скажем, судить о форме комедии только по приемам драматургической «инженерии» опасно, ибо есть приемы, которые характерны для всех видов комедии (абсурды, анекдоты, «казусы» используются па всех «этажах» комедиографической иерархии).

Сложность в классификации комических форм заключается еще и в том, что их признаки выявляют особенности общего, типологического. Поэтому надо учитывать не только индивидуальность способа отражения, но и «типовую» жанровую характерность той или иной конкретной пьесы.

Отталкиваясь от практики жанра, мы и пытаемся наметить подходы к пониманию сатирической комедии. Она имеет свои «ракурсы» по отношению к объектам изображения, свои приемы и средства выразительности, показывает явления, нарушающие нормы и истины, сложившиеся в обществе, берет через свои увеличительные выпуклые линзы и объективы «факты жизни», как бы вывороченные «наизнанку», поданные художником в своих «символических нелепостях».