Слово читаемое и слышимое

Может быть, впервые он нашел такой тип публичности, когда поэт разговаривал со слушателями как равный, пришедший на встречу с друзьями, обращающийся к своему собеседнику, как к товарищу.

Что же составляло секрет его театральности, в которой я вижу истоки его поэзии и «Мистерии-буфф»? Ведь совсем не случайно, что с первых лет своей поэтической деятельности Маяковский рвался к эстраде, к театру. В 1913 году он пристально интересуется театром и кинематографом, предвещает тупик театральности и расцвет кинематографа и в то же время подчеркивает, что «артист остается вождем, кинематограф только вытесняет рядовых актеров сцены». Наконец, именно в том году он написал первую пьесу - трагедию «Владимир Маяковский», в которой воплотилось театральное кредо поэта.

Почему же он сам делал себе театр, неустанно читая свои стихи на эстраде? Возможно, что Маяковскому не давала покоя мысль, что его не понимают, что он труден для восприятия. Он хотел сам представиться молодежи, рабочим, новой интеллигенции, научить их понимать свои стихи.

Маяковский сам говорил: он писал свои стихи для слухового восприятия, стихи для чтения вслух. В программе «Слушай новое» Маяковский так расшифровывал тезис «Слово читаемое и слышимое»: «Стихи я пишу в основном для чтения вслух. И в процессе работы чувствую, как они будут звучать. Я считаю, что в наши дни стихи должны быть рассчитаны главным образом на слуховое восприятие - не для альбома тети, а для площади Революции (курсив мой. - В. Ф.). Это есть целевая установка» .

В такой «целевой установке» поэта на передний план выходит стихотворение читаемое, открытое для интонации, громкое, обращенное к «площади Революции», к массам, ко всему человечеству. Оно рассчитано на то, чтобы его слушали, чтобы слышали его дыхание, его движение и ритмы, то есть оно музыкально слышимое, громкоговорящее, «слуховое».

По своей драматургии такие стихи звучат в разомкнутых, открытых структурах, в обнаженных конфликтах, в различных слуховых гаммах - в маршевых, площадных, песенных, обличительно-сатирических.

© 2008-2019 bestcourses.ru