Скрытое сатирическое содержание

Со стороны автора но вижу никакого раскрашивания белых генералов. Это - превосходнейшая комедия, я ее читал три раза и читал еще другим товарищам. Эта пьеса с глубоким, умело скрытым сатирическом содержанием. Хотелось бы, чтобы такая вещь была поставлена на сцене Художественного театра.

«Бег» - великолепная вещь, которая будет иметь «анафемский» успех, уверяю вас» .

Вл. И. Немирович-Данченко отмечал: «Главреиер-тком ошибся в своей оценке пьесы, по всей вероятности потому, что в пьесе много комедийного, которое пропадает, когда пьеса читается на публике. Что касается до ролей, вызвавших сомнение, то если Чарнота герой, то только в том смысле, как и герои - Хлестаков и Сквозник-Дмухановский. И он будет высмеян так же, как и тины гоголевских комедий... Актер, играющий Хлудова, должен сразу показать, что Хлудов болен неправым делом».

«Бег» - пьеса, представляющая из себя синтез, сплав различных жанровых элементов. Как отмечалось, в ней есть трагедия Хлудова. Это - один жанровый аспект. Но в пьесе существует и драма, имеющая серьезнейший кризисный мотив,- это образ Серафимы, потерявшей мужа, хлебнувшей унижения и горя и решившей возвратиться на родину (... «Хочу опять на Караванную, я хочу опять увидеть снег»). В этом - второй жанровый аспект пьесы.

«Скрытое сатирическое содержание», о котором говорил М. Горький, является в пьесе доминантой, решающей жанровой чертой. Однако сатира в «Беге» гиперболически заострена так, что она пропитана духом трагизма. В этом смысле «Бег» продолжает линию гоголевского комизма.

После «Бега» снова невероятный по смелости скачок - пародийная сатирическая комедия «Багровый остров», написанная в 1927 году.

Это совсем не простая пьеса. Она структурно очень сложна, ее ближайшая цель - пародирование новейших «агитспектаклей», плакатных и стереотипных пьес, дешевых «агиток» и пошловатых оперетт.