Сильнейшие фигуры сатирического плана

Слово «Послушайте]», повторенное дважды, да еще вопросительное «Что же это такое?» сразу переводят строчку в речевой план бытового характера: «Что же это такое? Сухого места на свете нет! Послушайте! Оставьте меня в покое! Отпустите меня домой, в кабинет]» Тут сразу возникает объемный сатирический характер, особенно когда упоминаются «дом», «кабинет». Далее идет ударная комическая концовка, обнажающая сущность типа - Соглашателя: «Милые красные! Милые белые! Послушайте, я не могу!»

Характер подан в резко сатирическом облике. Когда нечистые схватываются с чистыми и назревает конфликт двух противостоящих сил, Соглашатель умоляет: «Ми-лыс! Ну не надо! Не поднимайте ругань. Бросьте друг на друга коситься... Господа, товарищи, надо согласиться».

Анализируя этот сатирический тин, радуешься богатству речевых и стихотворных приемов, где искрится юмором и злой издевкой поэтическое слово Маяковского. На погибающем ковчеге Купец вопит: «Товарищи! Один погибаю здесь я!», а Соглашатель советует: «Иди, иди, и тебе перепадет концессия...» Встретив Саваофа, он восклицает: «Уф! Оф! Сам Саваоф!» Соглашатель остается в раю: «А я вернусь к Толстому. Туз! Займусь сопротивлением злу-с...» В пятом действии Соглашатель кричит из «заграничного рая», приоткрыв облачко: «Бросьте работать, милые люди!» Кузнец обещает ему поддать молотом «в лоб». Соглашатель: «Оп!» (Моментально запахнул облако.)».

Во всех этих примерах драматург обыгрывает концевые, рифмованные слоги, местоимения, восклицания: «погибаю здесь я!» - «концессия», «Оф» - «Саваоб», «Туз» - «злу-с», «в лоб» - «оп!», что и вызывает смех. Этой же комической цели служат и слова, произносимые под рифму в искаженном виде. Так, в шестом действии

Соглашатель, пристроившись к социализму, командует: «Товарищи, не надо зря голосить, пение обязательно надо согласить».