Сценическая судьба

Советскую сатирическую драматургию обогатила необычная по построению и по своей проблематике пьеса Поликарпа Какабадзе «Кваркваре Тутабери». В ней драматург создает новую для 20-х годов XX века форму сатирической комедии; я бы ее назвал политическим памфлетом, в котором соединились в один узел трагический фарс с жестокой и гневной сатирой, лирика и положительный пафос (в пьесе активно действуют революционеры - Севастий и дочь мельника Гултамзе).

П. Какабадзе выдвигает в качестве главного лица комедии сатирический тип политического авантюриста, самозванца крупного масштаба. Драматург в образе Кваркваре - этом обобщенно-метафорическом характере - угадывал черты будущих фюреров и Пиночетов. Художник-сатирик и зоркий социолог предупреждал человечество о зловещей опасности подобных политических выскочек и авантюристов. В пьесе Какабадзе дана модель политического самозванца, обуреваемого безмерным властолюбием.

Плут и мошенник, быстро ориентирующийся в любой обстановке, дитя меньшевистского «безвременья» в Грузии, Кваркваре Тутабери от очага в доме мельника, пользуясь зыбкой и неустойчивой обстановкой, делает скачок сразу в главнокомандующие армией меньшевистского Временного правительства. Бездельник и бахвал, получивший в деревне прозвище «Нацаркекия» (буквально - золотоискатель, ленивец, тунеядец, а еще, по пьесе Какабадзе,- слабоумный), возомнил себя важной особой и силачом, хвастался, что может скалы и камни ворочать, что все может, присвоил себе грозное и благозвучное имя («Я - Кваркваре Тутабери, ношу имя древнего героя»). Этот, по словам мельника, «чистый разбойник с большой дороги» в результате переодевания и перипетий в сюжете выдает себя за революционера, которого разыскивает секретная служба русской царской армии. Но вот свергли царя, и этот «революционер», находящийся иод арестом, освобождается; военные чины возводят его в «великие деятели» революции.

© 2008-2019 bestcourses.ru