Сатирическое поле

Я рассматриваю эту пьесу как сатирическую. Да, это трагикомедия, но такая, в которой мощно выражается сатирическое миропонимание автора, основные ее персонажи - обличаемые; это прежде всего представители так называемой «золотой молодежи» - Андрюс, Юлюс, Лукас,- а также отец Андрюса, отец Юлюса, завуч Дубайте. У Грушаса сатира и рядом драма чистой и искренней девушки Беатриче, не нашедшей осуществления своих надежд, поверившей в «гениев» джаза, которые осквернили ее чувства, втоптали в грязь любовь и фактически убили ее. И автор, негодуя, исследует причины этого исхода, анализирует в лицах, в типах этот исключительный и трагический случай, который мог быть, а может, и был в современном мире.

Пьеса, жизненная по ситуации, по сюжету и конфликту, часто вырывается из обыденного течения жизни и быта, переходит в фантасмагорию - возникают голоса разных персонажей: Беатриче, как во сне, являются друзья, мать, завуч; сцены с джазом решаются в буйстве музыкальной фантазии; в нарушение границ реального автором задумана и финальная сцепа: истерика, маскарад, пляска безумия.

Можно заметить и такую особенность пьесы: сатирическое поле создается реалистическими средствами. Сатира у Грушаса не пародирует, он избегает чисто комедийных приемов. Драматург почти не использует внешние формы комизма, он нацеливает нас на психологию, на психологический гротеск, на изображение внутренней сути персонажей.

Все сатирические фигуры на редкость будничны, реалистичны, это обыкновенные люди, автор не ставит их нарочно в смешные положения. Они - нравственные уродцы: сама их логика, их поведение, их поступки противоречат этике, нашему представлению о добре и красоте. Поэтому при такой методологии комического пропадает надобность в смешных положениях, в простой гиперболе, даже литоте, ситуация избирается драматургом такая, что уже не до смеха. Все должно выглядеть в итоге не смешно, а страшно и тревожно. Это закон трагикомедии, все в ней доводится до высшей точки -до трагизма смешного.

© 2008-2019 bestcourses.ru