Сатирический триптих

Это начинание, расширяющее сферы народной сатирической культуры, поддержали многие деятели искусства, и прежде всего В. Маяковский, С. Радлов, Н. Фореггер и другие. Маяковский тогда и написал для студии Театра сатиры свои сатирические пьесы: «А что, если?.. (Первомайские грезы в буржуазном кресле)». «Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое» и «Как кто проводит время, праздники празднуя (на этот счет замечания разные)». Триптих намечалось поставить к 1 Мая - пролетарскому празднику, в который решено было провести нечто вроде теперешнего субботника по очистке улиц и скверов. Кроме того, в том году Первомайские праздники совпали с религиозной пасхой, чем и объясняются антирелигиозные мотивы в этих драматических миниатюрах Маяковского.

Сатирический триптих - явление в смеховой культуре той поры. Его создавал опытный драматург-сатирик, отлично владеющий мастерством комического искусства. Каждая реплика в этих пьесках отшлифована, звучит обостренно-звонко и смешно. Маяковский врывается в быт мещанина, рисует реалии гиперболически точно, а характеры переводит в гротеск. Вот, к примеру, как видится автору обстановка в доме «круглого буржуа» Ивана Ивановича («А что, если?..»): «Сцена: комната с одним углом. Огромный календарь. В кадке расцветшее дерево. Покойное кресло. Чемоданы. Картонки. Корзины и коробки». Здесь все подчеркнуто гиперболично - в кадке «расцветшее дерево», а не цветы; кресло, на котором Ивану Ивановичу приснятся грезы,- «покойное». И много чемоданов, коробок: хозяин дома собрался куда-то удирать.

Интересно по структурному построению выглядят пьески-миниатюры. Их одноактными не назовешь, ибо в каждой по три действия, каждое - пять минут, в итоге временной объем такой пьесы - пятнадцать минут. Маяковский сделал клише с трехактной, «большой» пьесы, но это клише - модель новой по содержанию и форме сатирической комедии. Во всех трех пьесах - предельная уплотненность во времени, спрессованность сюжетных ходов, реплик и слов. Драматург прекрасно владеет законом малоформатной драматургии - максимальной сжатости действия - и добивается превосходных результатов.