Сатирический ряд

Рощин превосходно разработал механику комических алогизмов и абсурдов. На основе этого им и создаются обобщенные типы Петра Себейкина, Петра Полуорлова и Ивана Адамыча. Через алогизмы выявляются драматургом не только их комизм, но и типичность каждого. Глупость и абсурдность персонажей становятся очевидными. Причем эти персонажи не носят на себе ярлыков: «я - дурак!», «я - глупый!». Нет, тут мы имеем дело с комедией, в которой осмеиваются психология, образ мыслей, сознание людей со сложившимся жизненным опытом, со своей амбицией. Попробуйте сказать Себейкину, что он глупец, а Полуорлову - что он пустомеля, они не только обидятся, но сочтут вас за ограниченных людей.

Драматург намечает в комедии два сатирических ряда, параллельно развивающихся, тяготеющих друг к другу. Два ряда - это два типа мещанского миропонимания.

В первой картине - «Петр Себейкин и его представления о смысле человеческого существования» - драматург показывает своего героя в момент торжества и полного благополучия. Мастер с фабрики «Буратиио» (он мастерит куклы, вернее голоса к куклам) Петр Себейкин обставляет только что полученную квартиру мебелью. Смысл своего существования он видит в одном: хватать, наживаться. Он после работы каждый вечер «калымит» - людям чинит все что придется,- без пятерки домой не приходит. Денег в его доме навалом. И все в квартире самое дорогое - холодильник, цветной телевизор, пианино. Что же касается смысла существования, то Себейкин плюет с высоты своего благополучия на все человечество и на его проблемы.

Таков первый сатирический ряд.

Вторая картина называется «Петр Полуорлов; его конфликт с современной цивилизацией и самим собой». Он вводит нас во второй сатирический ряд. На одной лестничной площадке с Ссбейкиным - квартира Полу-орлова, инженера и интеллигента. Он работает в сфере сантехники, конструирует и изобретает различные предметы санузлов, и в том числе писсуары.