Сатирические образы Вампилова

Если сопоставить «Утиную охоту» (она написана в 1967 году) с его более поздними комедиями, то мы почувствуем, что поздний Вампилов жестче, определеннее в выборе материала, что сатира его укрупнялась за счет драмы, сближающейся С трагедией. В его ранних комедиях есть чеховский, грустный и печальный юмор. В «Утиной охоте» - по-моему, самой сильной и «загадочной» пьесе Вампилова - комизм вырастает па более серьезной и трагической основе. Здесь на первый план выходит сатира, но сатира особая, вампиловская; краски в ней некричащие, приглушенные, высвечивающие внутреннюю сущность персонажей, а также душевную боль автора.

Этот чеховский метод в разработке характеров Вампилов в «Утиной охоте» применяет в исследовании современного «человеческого фактора». Здесь сатирическое вписывается по-чеховски в судьбы людей, в лексику и словарный состав речи персонажей, в истории, состоящие из курьезных и нелепых, комических «фактов жизни»; сатирическое входит как органический мотив и в трагедию плова - сверстника автора, которому «около тридцати лет». И самое главное - в пьесе сатирически показано окружение, в котором живет Зилов. Это Вадим Андреевич Кушак, Саяпип и его жена Валерия, Официант, Вера и Кузаков - представители мещанской, обывательской среды.

Сатирические образы Вампилова составляют целую галерею характеров. Все они - бездуховные, алчные и напористые эгоисты. Они изображены писателем в манере психологического обличения, без карикатурных красок, без приемов внешнего комизма.

Вампилов - художник, относящийся к слову с большой требовательностью. Поэтому весьма интересны ремарки, в которых драматург характеризует сатирических персонажей. Ремарки даются, когда появляется то или иное лицо. Вот некоторые из них: Официант - «высокий, спортивного вида парень. Он всегда в ровном деловом настроении, бодр, уверен в себе и держится с преувеличенным достоинством, что, когда он занят своей работой, выглядит несколько смешным».