Сатирические фигуры

Некоторые политические мотивы, обличающие антигуманизм, жестокость нравов, царящих в мире, Евтушенко передает, привлекая факты, им самим пережитыс. В детстве его избивали спекулянты, оставив на ребрах надлом. Это было во время войны. А на стадионе в 1972 году в городе Сент-Иол (Миннесота, США), когда поэт читал стихи студентам, на него набросились фашиствующие молодчики, сбили с ног, лежачего «четко били ногами» и нанесли удары по старому надлому. Поэта отвезли в больницу. «С моего первого надлома по ребру я больше всего ненавижу фашистов и спекулянтов».

Сатирические фигуры, подмеченные в нашей жизни, выписаны «с натуры», с проникновенной болью, словно бы «бьют по старому надлому». Этот субъективный мотив придает обличаемым персонажам особую достоверность: они поданы с выстраданным гневом. Так воспринимаются строки о страшном человеке «с низко надвинутой шляпой» - ловце человеческих душ, презренном хищнике. Остросатирично выписан в поэМе образ «доходяги века», бывшего полицая, теперь колымского жителя. Он - стяжатель и собственник. У него стекла в парниках двойные, паровое отопление. Огурчики, укропчик, петрушечка. Хозяин. О себе говорит: срок отсидел, и теперь я - «полностью радяньский рабочий класс».

Нельзя без волнения читать в поэме новеллы и стихи о детском воспитании. Здесь - комплекс проблем о правде и честности педагогов-воспитателей, которые демагогией и ложью уродуют детские души, о Детях, одураченных лицемерием и неправдой. Сцены в библиотеке имени Тургенева, где проходила читательская конференция о романе А. Фадеева «Молодая гвардия», сатирические портреты представительницы гороио, а также педагога-чинуши, убежденной в том, что она разговаривает с детьми только «по всей методологии марксистской, но четким уложеньям гороио», это жизненные «репортажи» с натуры, украшающие поэму. Тема завершается пророчески звучащими словами Фадеева: «Смелость - это искренность, когда открыто говоришь и о чужих недостатках и о своих».