Сатирическая комедиография

В самом начале 70-х годов вперед вышла сатирическая комедиография Белоруссии, показавшая свое превосходство над развлекательными пьесами, углубившая понимание жанра в его современной методологии и структурах. В этой республике сложилась и успешно развивается своя, разнообразная по стилю сатирически-смешная и по-настоящему народная по духу комедия. Ее истоки следует искать в белорусских калядах, в песенно-улыбчивом и озорном фольклоре, в укладе самой жизни нации.

По сей день живет и трудится один из зачинателей белорусской сатирической комедии Кондрат Крапива, комедии которого связаны, с одной стороны, с народпы-ми истоками, с лирическим юмором Инки Купалы, а с другой - с фантастическими планами, гротеском и средствами типизации Маяковского, Эрдмана, Шварца.

В конце 30-х годов, в 1939 году. Крапива выступил с сатирической комедией «Кто смеется последний», которую можно назвать советской классикой. Она заняла в нашей комедиографии почетное место рядом с «Клопом» и «Баней» Маяковского. Проходят десятилетия, а пьеса Крапивы не увядает; живет и поныне со своей ненавистью к глупцам и хамам, со своей любовью к честным и благородным людям, эдаким чудакам, сразу не понявшим свое место в обществе. Таланту Крапивы не помешала каноническая структура 30-х годов с обязательным делением персонажей на положительных и отрицательных. Писатель поднялся над этой структурой, вдохнул в нее жизнь, чтобы исследовать комическими средствами больные стороны общества. Он оказался умным комедиографом, смело обличающим всесильного бюрократа и невежду Горлохватского, льстивого подхалима Зелкина  - на всеобщее осмеяние их!

Из пьес, написанных Крапивой в 60-е годы, заслуживает внимания сатирическая комедия «Врата бессмертия ».

Это произведение интересно в двух аспектах: во-первых, оно продолжает традиции пьесы «Кто смеется последний» по остроте сатирического стиля, по яркости языка и комической образности; во-вторых, и это особенно важно, с этой «фантастической комедии в четырех картинах» начинает в Белоруссии разрабатываться новая, более высокая и условно-реалистическая форма комического, в которой существенным структурным фактором является фантасмагория, основанная на гротеске.

© 2008-2019 bestcourses.ru