Сатирическая комедия

Возникает ее новое качество - происходит драматизация сатиры: в жанр приходят мотивы драматизма и трагизма, лирики и публицистики. Традиции Маяковского заново осмысливаются, совершенствуются; создаются новые традиции. Углубление психологизма и философской проблемности приводит к тому, что появляются сатирическая трагикомедия и психологические пьесы сатирического жанра; возрастают связи сатиры с поэтикой современного театра, поэзией и прозой.

История сатирической комедии убедительно доказывает, что каждый раз в творчестве талантливого комедиографа-сатирика рождается пьеса, неповторимая по охвату жизни и по жанру. Внутри комедийного ряда возникают новые и все более сложные жанровые формы. Процесс обогащения и обновления театральной сатиры в многонациональной советской комедиографии происходит постоянно, расширяя многообразие жанровых форм.

Сатирическая комедия - жанр мобильный, непрерывно развивающийся и обогащающийся за счет жизненного материала и художественного мастерства писателей: новые формы и способы позволяют драматургам с еще большей глубиной изображать жизнь сатирическими средствами. Любая сатирическая комедия создается техникой комизма, приемами заострения, преувеличения или сознательного уменьшения персонажей и ситуаций.

Самым распространенным приемом преувеличения является гипербола, она усиливает выразительность речи, подчеркивает комическую сущность персонажей. Гиперболизация обычно есть приписывание явлению или действующему лицу свойств и признаков, которыми они не обладают (у Гоголя «шаровары шириной в Черное море»). Литота в противоположность гиперболе - прием преуменьшения того или иного лица или же явления; в комедии это обычно открытое подчеркивание несуразного, нелепого (у Гоголя: «шея, как у цыпленка»). Литота характерна для языка, лексики и речи высмеиваемого персонажа (городничий, Победоноси-ков).