Сатирическая драматургия XX века

Кантемир, Фонвизин, Капнист, сатирические журналы, басни Крылова - вот что «готовило» сатиры Пушкина, Грибоедова и Гоголя. Они проложили дорогу великой русской классической сатире; гоголевское направление, вдохновленное Пушкиным, послужило источником для советской сатирической культуры.

Однако мы не должны забывать и о других наших предшественниках в сатирической драматургии - о козьма прутковских традициях, о великой сатирической школе Салтыкова-Щедрина, о трилогии Сухово-Кобылина, о «шуточных пьесах» Вл. Соловьева, о сатирических драмалеттах Л. Андреева, о трагикомических водевилях и пьесах А. Чехова.

У советской сатирической комедиографии прекрасные учителя-предшественники, ее истоки удивительно разнообразны, они, как живая вода, питают творчество советских драматургов-сатириков.

Сатирическая драматургия XX века эволюционировала качественно и росла количественно. За время советской власти у нас в стране были созданы десятки сатирических комедий. Не все они отвечают требованиям, выдвигаемым временем к обличительным формам искусства. Среди них большинство составляют пьесы фельетонного плана, повторяющие традиционные схемы и штампы. Но радует то, что есть произведения новаторские, двигающие вперед развитие сатирического жанра, формирующие стиль современной комедиографии.

За последние годы вышли книги по теории комедийного жанра, внесшие заметный вклад в науку, в исследование сатирической драматургии . В этих работах теоретическая мысль настойчиво ищет методологическое объяснение законов комического и карнавального смеха, исследует проблемы: смех и формы комического; языковые и образные функции комизма; содержательные аспекты комического; специфика и формы сатиры; некоторые структурные аспекты (положительное и отрицательное в конфликте); гротеск и средства преувеличения и т. д.