Сатира Жванецкого

Сатира, о которой я попытался поразмышлять, лишь один ручеек в поэме Евтушенко, но весьма существенный и яркий, продолжающий традиции Маяковского, традиции его сатирических стихов и пьес; именно этим и важна поэма для сегодняшних и завтрашних судеб сатирической комедиографии.

В наше время сатира проникает не только в публицистику и поэзию, но и в прозу. Есть у нас талантливая проза, в которой сильным, но не решающим мотивом выступает сатирическое художественное изображение. Так, в романе Василя Быкова «Знак беды» потрясают не только сцены трагического, но и сатирического (гитлеровцы, предатели, продавшиеся фашизму).

Не перестает жить и сатирическая проза, и ее сегодня ярче всего представляет писатель зощенковского направления Михаил Жванецкий. В 1980 году вышел его сборник монологов и мини-пьес «Встречи на улице», с которого, по-моему, и начался М. Жванецкий как сатирический писатель.

Сатира Жванецкого - своеобразное явление, которое определяется его пониманием юмора. «Юмор, как жизнь, быстротечен и уникален,- говорит Жванецкий в одном из последних своих монологов.- Только один раз можно ужать истину до размеров формулы, а формулу - до уровня остроты. Юмор это не шутки. Это - не поскользнувшаяся старушка. Юмор это даже не Чаплин, юмор - это редкое состояние талантливого человека и талантливой компании, когда ты весел и умен одновременно. Когда ты весело открываешь законы, по которым ходят люди. И море слез не стоит одного взрыва хохота в ответ на один выстрел истины».

Проза Жванецкого с ее блистательным юмором очень театральна, монологи и мини-пьесы его легко играются, их автор тонко чувствует сцену, аудиторию, к которой он обращается. Поэтому вовсе не случайно в 1984 году на сцене Московского театра миниатюр состоялась премьера спектакля «Враво. сатира!» (монологи и миниатюры  М. Жванецкого в двух отделениях). Режиссер