Сатира в театре

В 70-е годы не литература, а именно театр взял на себя смелость критически осмысливать отрицательные явления, и взялся это делать через русскую классику. В те годы, как и в середине 20-х годов, на (цены вышел Гоголь. Гневный, сатирический, вооруженный гротеском, яростной ненавистью к бюрократизму, коррупции, к взяточникам и «свиным рылам». Снова, уже на новом витке истории, советская комедиография и театр познавали сущность гоголевского реализма, технику его комизма.

И опять начали с «Ревизора».

Ленинградский Большой драматический театр имени М. Горького ставит в 1972 году гоголевский шедевр с позиций заново понятого «фантастического» реализма (режиссер-постановщик I". Товстоногов).

В этом спектакле заложен заряд на целое гоголевское направление в нашем театре. Товстоногов перенес русскую сатирическую классику на современную сцену, обнажив ее огромнейшие возможности. В 1962 году па сцепе БДТ он поставил «Горе от ума» А. Грибоедова как взрывную трагическую комедию.

Ставя «Ревизора», Товстоногов подчеркивал то главное, мимо чего обычно проходили все постановщики,- «Будет страшно!», то есть режиссер выдвигал на первые планы мотивы страха и трагизма. Режиссер вводил в спектакль «фантастическое лицо», олицетворяющее страх, возникающее сначала в глазах персонажей-чиновников, а потом - и на сцене. В воображении городничего оживал тот самый ревизор-«инкогнито» -в коляске с черным верхом, - представал человек в крылатке и темных очках. Дом качался, наступало настоящее светопреставление. Это все в сцене, когда городничий (К. Лавров) зачитывал своим подчиненным письмо приятеля о пренеприятнейшем известии - о прибытии ревизора. Так началась эта сатирическая сказка, полная небылиц и фантастических событий. На сцепе фронтально двигалась тройка с бубенцами. После того как Хлестаков, а потом и Осип обобрали купцов и доверчивую прислугу дома городничего, после всех обещаний и клятвенных заверений Хлестакова насчет женитьбы Хлестаков исчезал вместе с Осипом. И долго вдоль сцены неслась тройка с бубенцами, возбуждая мысли зрителя.

© 2008-2019 bestcourses.ru