Сатира в драматургии национальных республик

Бададошкин потрясен: «Расея, петля моя... топчу тебя, вот так!» А Никитай выволок из шкафа отцовские капиталы, не удивился, когда вдруг заговорила бабуля, Домна Ивановна, попросила брошечку,- не дал. Вместе с мачехой умчался на извозчике Никитай, вдогонку Бададошкин крикнул ему: «Ныряй, ныряй, Никитай-ка!.. Где-нибудь и тебя додушат!»

Так озорно и дерзко, сатирой автор усмирил гиганта рыботорговли Бададошкина, а с ним и всю опасную компанию стяжателей, рвачей и дельцов нэпа.

В конце 20-х годов проявилась небывалая активность сатирической драматургии. Сатира испытывала свои силы в разных формах. Она, питаясь положительным идеалом, страстно и умно бичевала людские и социальные пороки и чувствовала себя нужной и необходимой молодому советскому обществу, обогащая смеховую культуру пролетариата. Правда, кому-то не по душе был разгул «бича Ювенала», его «призывный клич» кое-кого раздражал, уже раздавались возгласы в печати: «А нужна ли нам такая сатира? Не сокрушает ли она основы?..»

Однако рыцарский бич Ювенала звенел в битвах за новую жизнь, разя воинственное мещанство и бюрократизм, отстаивая гуманизм и торжество новых человеческих отношений.

В национальных республиках Страны Советов складывалась сильная и разнообразная по своим формам драматическая сатира. Речь идет не об отдельных удачах сатириков, а о целом сатирическом направлении в многонациональной советской культуре. Уже тогда проявился принцип взаимного обогащения национальных литератур, уже тогда сформировался интернационализм нашего искусства, верность его великим идеям века.

В сатирической драматургии разных национальностей, населяющих нашу страну, заметно было богатство форм, красок и комических характеров, типичных для той или иной отдельно взятой нации.