Сатира того времени

В эпоху нэпа массовая организация - театральный Пролеткульт исчерпала себя: не на что было содержать столь огромную систему и, самое главное, новое время требовало новых выразительных средств, новых путей сближения со зрительным залом, более высокой по художественному уровню драматургии. Этим требованиям не отвечал театральный Пролеткульт, поэтому он и перестал существовать. Однако в Москве остался один театр - Первый рабочий театр Пролеткульта, просуществовавший до начала 30-х годов. На сцене этого театра и поставил С. Эйзенштейн в 1923 году пьесу Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (автор текста С. Третьяков).

Сатира в то время только складывалась, нащупывались пути к постижению ее законов в драматургии и театре. Вот почему такой интерес представляют эксперименты Эйзенштейна в области сатирического искусства. «Мудрец» явился спектаклем, который давал возможность испробовать современный материал, пользуясь сюжетной канвой пьесы Островского. Мысль именно так интерпретировать комедию Островского пришла к Эйзенштейну после того, как он посмотрел спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в Художественном театре.

Вот тогда возник замысел на основе сюжета этой комедии, подчеркнуто сатирической, создать веселое и обличительное зрелище, насыщенное актуально-политическим содержанием. Сегодня вряд ли кому придет в голову такая идея. А тогда талантливые люди, пришедшие в искусство с фронтов гражданской войны и воодушевленные успехами первых спектаклей Мейерхольда, горели желанием создавать революционное сатирическое искусство на проблематику, отвечающую сегодняшнему дню. Решено было на основе комедии классика создать современную пьесу с современными персонажами; ими стали белоэмигранты, бежавшие из Советской России.

В прологе главный герой, Глумов, выходил на просцениум и рассказывал, что он с матерью уехал из советской Москвы в Париж и все, что с ним случилось, будет происходить в сегодняшней Франции.

© 2008-2019 bestcourses.ru