Сатира Гоголя

Для Ермилова, заинтересованного в ином понимании гоголевской сатиры, Гоголь превращается в писателя, который «ввел в эстетику понятие восторженного смеха». «Неразрывная связь любви и ненависти, отрицание не во имя отрицания, а во имя утверждения - таковы классические гоголевские традиции,- пишет В. Ермилов.- Гоголь ввел в эстетику понятие восторженного смеха, светлого смеха».

Конечно, смех Гоголя был и веселым, и заразительным (например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»), однако вправе ли мы утверждать, что гоголевский смех - только лишь «восторженный и светлый»? Если бы это было так, не появились бы ни «Ревизор», ни «Мертвые души», не было бы трагедии гениального русского комика, предавшего огню рукопись последней части «Мертвых душ».

Все это знал Ермилов. Но ему хотелось теоретически обосновать «созидательную» силу гоголевской сатиры. Все выходило просто, по такой схеме: художник изображает борьбу старого с новым, критика старого «необходима лишь в той мере, в какой это нужно для борьбы со старым».

Сатира Гоголя провозглашалась утверждающей, «положительной». В ней подчеркивались «победоносность отрицания», «полнота морального торжества», «революционная любовь и революционная ненависть» и т. д.

«В «Ревизоре», как уже говорилось,- пишет Ермилов,- не могла быть изображена борьба с отрицательными типами. Выведенные Гоголем персонажи находились в конфликте с положительным идеалом новой, передовой России, но в самой комедии не был непосредственно изображен конфликт нового со старым. В советской сатирической комедии именно этот конфликт, именно борьба нового, передового, со старым, отсталым, и определяет ход пьесы, ее пафос, ее содержание. И поэтому для советской комедии характерно непосредственное столкновение положительных героев с отрицательными персонажами» .

Схема была возведена в абсолют. И хотя Ермилов делает многочисленные оговорки, допускает комедию с различными «вариантами», его главная мысль остается такой: все изображается в сатирическом произведении в пределах борьбы нового со старым; новое утверждается, старое критикуется.

© 2008-2019 bestcourses.ru