Сатерическая комедия

Им и определяются ее особенности, ее отличие от водевиля и других юмористических форм комедиографии. Конфликт сатирической комедии выше, серьезнее, философичнее, чем в пьесе несатирического плана. Любой водевиль или же любая лирическая комедия, если мы ее сравним с «Клопом»  или   «Баней»,  окажется ступенькой  ниже  но охвату жизни, по монументальности характеров; хотя в этих комедиях Маяковского многие примеры похожи на водевильные, но они работают на других параметрах преувеличения и преуменьшения. В сатирической комедии характеры крайне заострены, они монументальны.

В таких комедиях свои и строго индивидуальные конфликтные полюса, иногда они выходят наружу, сталкиваются между собой, порою же конфликты уходят во внутренние планы, в перипетии несоответствий, курьезных и абсурдных ходов. Поэтому нельзя судить о конфликте сатирической комедии как о некой схеме, где бы с аптекарской точностью уравновешивались соотношения положительного и отрицательного. Основу конфликта составляет комическая борьба, которая ведется средствами смешными, часто нелогичными и несуразными, вызывающими насмешку и иронию (не забудем, что смех - «незримое» и главное лицо комедии, через него автор многое скажет, а может быть, и самое для него сокровенное). Вот эта комическая борьба (а может быть, просто комическая игра, ведь многие конфликты в комедиях строятся на «розыгрышах», напоминающих забавную игру с анекдотическими историями) и придает комедии особую улыбчивую или ироническую тональность, ту «изюминку» комедийного действия, без которой не может быть комедийной пьесы.

На формы сатирической комедии влияют многие общественные факторы: социальные, психологические, идеологические, конечно же мировоззренческие. Давно замечено, как изменяются чувства «драматических мгновений», особенно обострившиеся в наш век НТР, в век космоса и эффективного усовершенствования экономики.