Рыцари мыльных пузырей

Схема остается старой, ермиловской, существовавшей с 20-х годов.

Постепенно к концу 1954 года сложилась атмосфера, для сатиры крайне неблагоприятная. Все реже, а потом и совершенно прекратились спектакли, поставленные по комедиям «Не называя фамилий», «Раки» и «Извините, пожалуйста!». Их воздействие на зрителей считалось вредным и нежелательным. От сатирических завоеваний прошлого, 1953 года почти ничего не оставалось. Только «Баня» триумфально шла на сцене Театра сатиры.

А единственная из поставленных новых сатирических комедий - пьеса Погодина «Рыцари мыльных пузырей» - еле продержалась в репертуаре несколько месяцев.

В декабре 1954 года состоялся Второй Всесоюзный съезд советских писателей. А. Корнейчук в содокладе «О советской драматургии» коснулся некоторых и весьма существенных аспектов сатиры и сатирической комедии.

Самым острым и смелым выступлением на съезде о судьбах сатиры было выступление С. Михалкова, на конкретных примерах показавшего, как за короткое время изменилось отношение к сатире, кратковременное оживление в сатирическом жанре сменилось его застоем. «Произошло некоторое замешательство на сатирическом фронте, вчера автора хвалили за острую сатиру,- говорил Михалков,- а сегодня объявляют его комедию чуть ли не порочной. А окунание одного и того же автора за одно и то же произведение то в холодную, то в горячую воду приводит, как известно, только к спазмам сосудов» .

В чем же сказывается тревожное положение в сатирической комедиографии? Михалков отвечал:

«Все вокруг по-прежнему продолжают утверждать, что нам нужны и Гоголи и Щедрины. Это говорят даже те осторожные товарищи, которым появление Гоголей и Щедриных, откровенно говоря, принесло бы только хлопоты и неприятности. (Аплодисменты.)

И что же? На словах критика сейчас за сатиру. А на практике она не только не помогает росткам нового в этом жанре, а просто сбивает с толку тех, кто отважился попробовать свои силы в комедиографии, и тех, кто собирался работать в этом жанре.

© 2008-2019 bestcourses.ru