Руководители искусства

Такое мнение разделяли и некоторые руководители искусства, приезжавшие в Литву. Пьесу «Любовь, джаз и черт» не выпускали из республики, хотя интерес к ней был большой. Я знаю, многие критики и театральные деятели ездили в Паневежис, чтобы посмотреть ее, хотели видеть ее на сценах театров РСФСР, но об этом не могло быть и речи. В 1974 году Паневежский театр гастролировал в Москве, и, естественно, в гастрольных спектаклях не было комедии Грушаса, хотя литовцы сделали все, чтобы привезти в Москву «Любовь, джаз и черт». Им не разрешили. Не разрешило, как я выяснил, одно важное должностное лицо Министерства культуры СССР. Оно, это лицо, посылая ответственного сотрудника в Паневежис для формирования гастрольных спектаклей, сурово наказало: «Никаких Груша-сов!..» До недавних лет занимало кресло замминистра это лицо...

Только спустя годы комедия. Грушаса прорвалась на сцены русских театров, ее поставили в Ставрополе, Куйбышеве и других городах Российской Федерации.

Казис Сая много лет и плодотворно работает в сатирических жанрах. Его лучшие пьесы - «Охота на мамонтов» и триптих прошли на литовских сценах, но эти пьесы драматурга не выходят за пределы республики, их не разрешают, считая «опасными», слишком смелыми, неожиданными, и не дают им права занять свое место в театрах за пределами Литвы.

60-е годы были урожайными - жанр сатирической комедии воспрянул духом и укрепился, традиции 20-х годов постепенно развиваются (Маяковский - Твардовский - Н. Хикмет). Восстанавливается престиж «музы пламенной сатиры». Многие драматурги пробуют силы в этом жанре, выходят разные и полусатирические, и шуточные, и с серьезными мотивами комедийные пьесы. После «Теркина на том свете» появились и комедии эпиграмматические, притчевые, с веселой фантазией, ироничные и с сарказмом. Одна из таких - «Римская комедия» Леонида Зорина.

Да, «Римская комедия» - комическая притча, сатирическая легенда, в которой действие происходит, как в сказке, в Риме, в конце I века, в царствование императора Домициана.