Режиссер А. Д. Попов

Еще одна особенность этой пьесы, которая была для сатирической комедии 20-х годов открытием, - комедийные образы Зои Денисовны Пельц, Аметистова, графа Абольянинова, даже Бориса Семеновича Гуся, этого коммерческого директора, выписаны так, что они не просто сатирические типы, но еще и психологические характеры; в них комизм углублен за счет психологизма.

Опытный и талантливый режиссер А. Д. Попов, взявшись за постановку комедии Булгакова на вахтанговской сцене, не понял жанра, а может быть, побоялся предвзятой критики, которая обрушивалась на булгаковскую сатиру. Он настаивал на том, что «...каждый образ пьесы - жуткая гримаса... В «Зойкиной квартире» каждый актер должен быть художником-прокурором этого образа».

Такая установка режиссера не отвечала природе жанра комедии. Требование Попова, обращенное к актерам.- быть прокурорами образов,- фактически стирало всю психологическую емкость булгаковских характеров, сводило пьесу к прямолинейному, открытому и лобовому обличению персонажей. Этим нарушался стиль писателя. Он обличал всю эту Зойкину компанию, но, обличая, видел каждый образ в его общечеловеческих и индивидуальных свойствах, привычках и т.д. Вот почему, споря с А. Д. Поповым, Булгаков писал, что режиссер намеревается показать комические образы «не так, как я их завязал».

К счастью, спектакль в вахтанговском театре выравнивался, и актеры в своем исполнении комедии не пошли целиком за режиссурой. Играли «Зойкину квартиру» с настоящим вахтанговским воодушевлением. Р. Н. Симонов, исполнитель роли Аметистова, вспоминал позднее, что, исполняя эту роль, он «чувствовал необходимость эксцентрической игры». Именно эксцентричностью, веселой театральностью и отличалось искусство таких актеров в этом спектакле, как Ц. Л. Мансурова (Зойка Пельц), М. М. Толчанов (Гандзалин), А. И. Горюнов (Херувим) и другие. На сцене Театра имени Вахтангова «Зойкина квартира» продержалась до 1929 года, ее сыграли более сотни раз при восторженном приеме зрителей.

© 2008-2019 bestcourses.ru