Рассмотрев сатирические пьесы Маяковского

На основе Витебского теревсата создается Московский театр революционной сатиры, собравший вокруг себя большие силы артистов эстрады, театра, цирка и сатириков (более трехсот человек числилось в штате этого теревсата). Начинают работать теревсаты в Воронеже, Петрограде, Новосибирске, Баку, Грозном, Калуге, Николаеве и других городах.

В 1920 году в Петрограде начали работать сатирические агит театры - «Народная комедия» и «Вольная комедия».

16 июня 1920 года в театре «Народная комедия» режиссер С. Радлов поставил агитиантомиму Л. Лисенко «Советский сундучок». Это была комедия масок (польский пан, капиталист, Англия), поданная в эксцентрических и цирковых планах, свойственных Радлову и его театру. Об этом факте можно бы и не упоминать, если бы... В один вечер с «Советским сундучком» шла агитпьеса М. Горького «Работяга Словотеков». Писатель, живший тогда в Петрограде, присутствовал на спектакле. Горький в то время проявлял большой интерес к импровизации как театральному приему: его привлек своими поисками в творчестве театр «Народная комедия», и он написал для него «Работягу Словотеко-ва».

Произведение это в драматургическом наследии М. Горького занимает особое место. Написано оно своеобразно. Это сценарий, рассчитанный на свободную фантазию актеров. Вроде бы не пьеса (нет делений на акты, нет обозначения действующих лиц), хотя вещь написана в диалогической форме. Прозой тоже не назовешь. Скорее всего это - драматический этюд.

Все в этом этюде предельно лаконично и заостренно. Место действия - комната Словотекова. Горький дает такую развернутую ремарку в начале:

«Большая очень загрязненная комната; у одной стены - пианино, на нем - железное ведро, полено, на стенах - косо и криво - картины, мебель хорошая, но - полуразрушена. Посредине комнаты, на кровати, спит Словотеков; на ночном столике будильник, он трещит.

© 2008-2019 bestcourses.ru