Расширение традиций жанра

Притча обычно имеет ситуационную композицию, то есть ее драматургический механизм точно выверен и совершенно определенно указывает на возникновение и развитие причин и следствий. Тут ситуация ведет действие, определяет расстановку характеров, выявляет смысл сюжета. В «Римской комедии» иритчевая ситуация состоит из трех композиционных частей, как и в «Драконе», взаимнообусловленных, вытекающих одна из другой; каждая часть требует от персонажей определенных решений, завязывает новый ход, новый поворот в сюжете и конфликте.

В первой части мы узнаем, что император увенчал лаврами поэта Сервилия как истинного сына Рима, как певца его величия. Сервилий читает свои восторженные вирши во дворце. Между тем цезарь Домициан пригласил и другого поэта («мои поэты все равно, как мои солдаты») - Диона, сатирика-вольнодумца; он тоже читает свои стихи, но в них - боль, тревога, протест против лицемерия и лжи. Дион не хочет и не может восхвалять империю, погрязшую в разврате. «Пошел вон! - разгневался император. - Такие типы, как ты, приятель, вредны, и в особенности для римской нашей молодежи...» Диона выслали из Рима.

Вторая часть композиции связана с тем, что Луций Антоний, восстав против тирании императора, ведет свою армию на Рим. Цезарь бежит из дворца и просит укрытия в скромной избушке Диона, который и спрятал

Домициана. Некоторое время спустя сюда прискакал Сервилий; он хочет уговорить Диона вступить в союз с теми, кто ждет Луция; сам Сервилий уже сложил восторженные слова в честь «победоносного вождя», идущего на Рим,- Луция. Он читает свои стихи, где есть такая строчка: «Луций Антоний стремит в Рим белогривых коней».

Все это слышал император, спрятавшийся в доме Диона, и, как только ушел Сервилий, он проклинает его: дескать, подонок, ему богатство дал, а он предал, да еще такие бездарные стишата написал: «Графоман, просто-напросто графоман!»

© 2008-2019 bestcourses.ru