Путь к классификации комедийпых форм

Однако в порядке  «рабочих»  терминов, принятых в практике театра, сохраняется «набор» комедийных форм: сатирическая комедия, лирическая, бытовая, публицистическая, героическая, а также водевиль, фарс, пародия, памфлет.

Наиболее верный путь к классификации комедийпых форм намечает польский теоретик Богдан Дземидок в своей книге «О комическом». Он предлагает принцип, может быть, еще не во всем совершенный, но принцип, исходящий из отношения к объектам осмеяния. Дземидок выделяет два различных типа комического: «Первый - комизм элементарный, фарсово-водевильный, не оценочный и не рациональный, искрящийся почти всегда беззаботным весельем, очень часто примитивный. Другой тип - комизм сложный, юмористически сатирический, рациональный и оценочный. В пределах этой второй сложной категории комического выделяют обычно две формы - юмористическую и сатирическую, а также соответствующие им два типа творчества: юмористику и сатиру» .

Дземидок несколько упрощает фарсово-водевильные формы, отказывает им в оценочном факторе, относя их к сфере «беззаботного веселья». Тут он не нрав. У каждой комической формы есть все, чтобы возбуждать умы и вести зрителей к раздумьям, а не только развлекать.

«Юмористический комизм» оказывается у Дземидока характерным для комедий, в которых царит «дружественная» критика, отмеченная терпимостью и добродушием. Может, такие комедии и имеют место, но всю «юмористику» относить к такому типу ошибочно.

«Сатирический комизм» польский ученый понимает как активный, «агрессивный»; сатирическим произведением Дземидок считает такое произведение, в котором доминирует принцип «бескомпромиссного развенчивания и осмеяния... отрицательных явлений». Сатирик выступает, по мысли теоретика, как аналитик и философ, стремящийся не только «заклеймить зло, но и выявить его генезис».