Псковский областной театр драмы

Особенно дорог был для Р. Симонова дар, полученный от семьи Маяковских: портрет Владимира Маяковского с такой надписью: «Глубокоуважаемому Рубену Николаевичу, воскресившему «Баню», с сердечной благодарностью Л. и А. Маяковские. 14.5.1953» .

Казалось бы, что складывались предпосылки к принципиально новой переоценке сатиры как формы искусства, переоценке пьес Маяковского.

Однако битва за Маяковского и за его «Баню» еще не закончилась.

Первым театром, который показал «Баню» в начале 1953 года, был Псковский областной театр драмы, постами иший эту комедию Маяковского раньше, чем Московский театр сатиры. Режиссером-постановщиком «Бани» в псковском театре был Л. Лурье, известный режиссер на нашей периферии. Перед ним вставали многие трудности: пьесу к постановке упорно не разрешали, требовали, чтобы он не вздумал повторять режиссерские «ухищрения» Мейерхольда, а с другой стороны, ждали от него, что спектакль будет решен «по системе» Станиславского. В общем, противоречий и трудностей было немало. Стремясь к «сочному реализму», Лурье упрощал роль Победоносикова, трактовал ее прямолинейно. Так, актеру, исполнявшему эту роль, приклеивали грушеобразный нос. И все-таки зритель хорошо принимал спектакль. Но тем не менее в этой постановке видны были «швы» и противоречия. «Корни противоречий этой постановки,- пишет Ю. Смирнов-Несвицкий,- уходили в природу второго рождения Маяковского. Сатира в эти годы постоянно подправлялась, приводилась «в соответствие» с героикой. Постановщик псковского спектакля Л. Лурье рассказывал о том, как он «вытягивал» позитивную линию пьесы. И в самом деле, в этой постановке Велосипедкин и Чудаков оказывались к тому же и своего рода патетическими конферансье, они умащивали спектакль декламационным пафосом, а завершалось все скульптурной группой на фоне знамен (как в «Молодой гвардии» у П. Охлопкова!).

Замыслы обещали нечто грандиозное, на деле же крупная сатира подменялась отвлеченной, раздутой сатирической формой» .

© 2008-2019 bestcourses.ru