Психологическая драма

 В. Арро. Их мелкие тени появлялись в фельетонах, мы не раз встречались с их прототипами в жизни, но не было развернутого, оригинального и самобытного характера: горький пьяница, пропивший свой талант, потерявший свою чистую душу «алкаш» или парикмахер-художник, виртуоз и европейский чемпион, которого одарила своим вниманием чуть ли не английская королева, впервые вошли в нашу драматургию, ошеломили нас своей новизной и значительностью нравственной проблемы. Вызвали споры.

Пьесы родственны по своему жанру: это - психологические пьесы, насыщенные острой сатирой и юмором, парадоксами, в них быт часто перемежается то с условным, а то и метафорическим письмом. Обе пьесы населяют простые люди, работяги, пенсионеры, служащие, эмэнэсы (младшие научные сотрудники), нувориши  из сферы бытового обслуживания.  У Дударева и Арро встречаются и писатели, но они остаются за пределами пьес: в «Пороге» писатель Пакутович спас жизнь Буслая - нашел его замерзшим, отогрел и выходил, в его квартире происходят многие сцены; в драме «Смотрите, кто пришел» торгуют дачу умершего писателя, ее продает вдова Федора Табунова. Однако все ото довольно частные совпадения. Перед нами - две самобытные пьесы, открывающие еще не освоенные пласты человеческой жизни, расширяющие структурно-образные возможности сегодняшней, и в том числе сатирической, драматургии.

Психологическая драма тем и сильна, что она стремится исследовать «жизнь человеческого духа» в ее противоречиях, проникнуть в тайники души человека, узнать и попять, каковы причины душевных потрясений, то есть сильнейшего драматизма, без чего не может существовать такая пьеса. Частная жизнь героя, его сугубо личные переживания сопоставляются с идеалом нашего общества, герой может отвечать требованиям идеала, а может искать его в потемках своих заблуждений, противостоять ему. Порывы к истине, к «положительному» в сознании героя вызывают читательское сочувствие - мы видим привлекательные черты, но их «смывают» внутренние слабости человека, еще окончательно не сложившегося: он вступает в конфликт с самим собой, с окружающими людьми, с обществом.

Такими героями и выступают в «Пороге» Андрей Буслай, а в пьесе «Смотрите, кто пришел» - Кинг. Это характеры, разрушающие драматические стереотипы, в их «непутевой», сложившейся исключительно своеобразно личной жизни много поучительного, и драматического, и комедийного, к каждому из них мы должны подходить со своей меркой.

© 2008-2019 bestcourses.ru