Проза М. Жванецкого

В природе несоответствии решающее значение обретает обработка слова - с парадоксами, неожиданностями, с бессмыслицами. При этом, чтобы извлечь истину и чтобы поднять ее до формулы, а потом до уровня остроты, писатель поначалу развертывает обычное и общепринятое движение мысли. Ну, к примеру, одну из острот в «Браво, сатира!» он начинает так: «За каждой справкой неделю ходишь». Это - завязка. Затем - развитие ситуации: «В каждой приемной день сидишь. Каждая резолюция дается с бою и далеко не каждая выполняется». А потом - неожиданный взрыв, крутой перелом, финал: «Бюрократов не просто мало - их много. Долой!»

Всего четыре-пять фраз. Они художественно и эстетически организованы, вошли в живую мини-драматургию, где проглядывают основные элементы драматического действия - завязка, развитие действия, конфликтная мысль, усиленная повторами слова «каждый» (За каждой справкой...», «В каждой приемной...», «Каждая резолюция...», «И не каждая выполняется»), и финал («Долой!») - как итог и вывод.

Писатель затевает со зрителями свою игру, приглашает на праздник изобретательской мысли, ее пытливых и парадоксальных сюрпризов, которые, взаимодействуя, создают забавно вращающуюся карусель жизни.В монологе «Все при себе» в центре - персонаж, напоминающий Плюшкина, только, так сказать, новейшей формации: он собирает все вещи, чтобы «на всякий случай» уберечь себя от милиции, от соседей, от властей. Его девиз: «Все старые вещи при мне». Ботиночки, колготочки. Фотографии. «Документики, все держу... Мои подтерочки, ноднравочки. Все документы при себе». Намечается тип не скряги, а посерьезнее - деляги, человека с темным прошлым, ловко скрывающегося и всегда готового к «отпору»:

«Вдруг сзади хлоп по плечу... А-а!

- Вот справка!

- Где сейчас находится дядя папы?

- А вот!

- Куда движемся?

- А вот направление...»