Проблемы сатиры

Проблемы сатиры и сатирической комедии постоянно стояли перед нашей комедиографией. Они обсуждались и в 30-х годах, и на Первом съезде советских писателей. Между тем положение тогда складывалось не в пользу сатирического искусства.

В своем содокладе на Первом съезде писателей В. Киршон, известный и репертуарный в ту пору драматург и один из бывших руководителей РАПП, развернул мысли о «новом тине комедии - комедии положительных героев», фактически снимавшие с повестки дня развивающегося искусства вопрос о сатире и сатирическом.

Однако В. Киршон не забыл о существовании сатиры. Он даже сказал: «Это не значит, что у нас нет места для бичующей сатиры; в нашем быту еще много уродливых явлений, капиталистические пережитки еще дают себя знать, перо сатирика может найти для себя подходящие объекты. Но смех победителей, смех освежающий, как утренняя зарядка, смех, вызванный не насмешкой над героем, а радостью за него, все громче и громче звучит на нашей сцене».

Смысл в этих словах такой: пожалуйста, оттачивайте свои перья, сатирики, есть уродливые явления в нашем быту (только в быту!), есть «капиталистические пережитки» (только ли пережитки прошлого! Ведь еще Маяковский показал не пережитки, а наши повседневные беды и язвы, наш бюрократизм и наше комчванство!), но имейте в виду, что нам нужен «смех победителей», не тот смех, который высмеивает и бичует, а смех, вызванный радостью. Тут как ни верти, все равно не выйдешь за границы радостно-«освежающей» и бесконфликтной комедии. А сатире в такой комедии и делать нечего. Потом, на разных рубежах, мы не раз будем встречаться с теоретиками, которые, как и Киршон, будут стремиться навязать сатирической комедии «освежающий» смех, отстаивать «положительную» комедию.

© 2008-2019 bestcourses.ru