Природа юмора и сатиры

Роман Викткж, исполнители - артисты Роман Карцев, Виктор Ильченко и Виктория Раецкая. Это отнюдь не первый, а третий спектакль но прозе Жванецкого в этом театре, раньше были поставлены спектакли «Когда мы отдыхали» и «Избранное».

«Браво, сатира!» - цельное и серьезное сатирическое представление, смешное и немного грустное: речь идет о будничных днях, о повседневной жизни; даются картины нравов, где комизм перемежается серьезными раздумьями о жизни, где Р. Карцев и В. Ильченко - давнишние исполнители и друзья Жванецкого,- сохраняя исповедальную интонацию его миниатюр, передают разноликий мир, подсмотренный и подслушанный писателем на улицах, в микрорайонах, на собраниях, в учреждениях и на стройках. Не забудем, что Жванецкий поздно пришел в литературу; он был хорошим инженером, знает городскую жизнь в ее многоголосии, в радостном и смешном.

Я, естественно, не буду рецензировать этот спектакль, а воспользуюсь текстами представления «Браво, сатира!». Мне хочется поразмыслить о природе юмора и сатиры миниатюр Жванецкого.

Жванецкий не пародирует, не пишет сатирические образы в обычном смысле. Его проза - акварелька, штрихом, легким рисунком намечает он персонаж-характер. Чуть-чуть, едва-едва. Но всегда забавно, остро, лирично и с улыбкой. Персонажи писателя, чаще всего они безымянны: Он - Она («Такая любовь»). Начальник - Подчиненный («Вам повезло»). Первый - Второй («Понял, наконец»). Только в одной мини-пьесе появился персонаж по имени Петя («На собрании»). Это в мини-драматургии. Л в монологах действие ведется от автора, даются зарисовки, смешные и остроумные, развернутые остроты, в которых также своя драматургия. Комизм в его миниатюрах рождается в результате противопоставления обычного - необычному, совершенного - несовершенному, порядка - беспорядку. Тут и возникают классические несоответствия - приемы, которые и вызывают смех, улыбку, хохот, то состояние, которое мы и называем комическим потрясением.

© 2008-2019 bestcourses.ru