Преодолевая "страх перед комедийным жанром"

Тогда и вылезла на свет божий теория бесконфликтности, которая и наложила запрет на изображение отрицательных явлений. Показывать недостатки нашего общества считалось тяжким грехом. То и дело раздавались окрики критиков: «Это не типично!», «Так в жизни не бывает!» Такие ханжеские упреки приходилось выслушивать драматургам, осмелившимся показывать в сатирическом виде зарвавшегося директора или жуликоватого бухгалтера.

Преодолевая «страх перед комедийным жанром», сатиробоязнь, извлекая уроки из поражений, сатирическая комедиография начинает порывать с бесконфликтностью, с розовой лакировкой, становится ближе к народной жизни.

Весной 1952 года произошло событие, которое сыграло значительную роль в судьбах драматургии и советской сатиры. Партия через газету «Правда» высказалась по основным проблемам развития современного искусства и литературы. Ведь не секрет, что именно бесконфликтность, сглаживание углов, боязнь критики недостатков, сатиры и привели к кризису сатирической литературы, лишили театр живительного воздуха - здорового смеха и обличения темных пятен. Установка авторов в творчестве исходила из фальшивого понимания конфликта и социальных противоречий, сводила конфликт к борьбе «хорошего с лучшим или еще более лучшим», перечеркивала серьезнейшие противоречия, которые сохраняются и в эпоху социализма, выступают в сложных и замаскированных формах.

7 апреля 1952 года в «Правде» была напечатана редакционная статья «Преодолеть отставание драматургии». В этой статье отвергались попытки сгладить и затушевать конфликты и противоречия, борьбу со злом в драматургии. «У нас не все идеально,- говорится в редакционной статье «Правды»,- у нас есть отрицательные типы, зла в нашей жизни немало, и фальшивых людей немало. Нам не надо бояться показывать недостатки и трудности. Лечить надо недостатки. Нам Гоголи и Щедрины нужны. Недостатков нет там, где нет движения, нет развития. А мы развиваемся и движемся вперед,- значит, и трудности, и недостатки у нас есть.