Премия за сооружение

Сатирическое творчество не может ограничиваться «узковедомственными» формами драмы. Ему нужно глобальное ощущение времени и пространства, обозрение всей планеты, как у Маяковского.

Сатира философствует, гневается, тянется к вольной публицистике («Диктатура совести» М. Шатрова), к всечеловеческой, наполненной ненавистью и любовью поэзии (поэма «Фуку» Е. Евтушенко), к искрящейся остроумием прозе («Браво, сатира!» М. Жванецкого).Теперь, как уже догадывается читатель, следует сказать о сатирической комедии нынешнего времени. Тут особенно похвалиться нечем. Однако сказать, что сатиры нет, тоже несправедливо. Более всего ныне получила распространение особая форма, всегда веселая и злободневная,- фельетонная комедия. Она была и раньше. В ней хорошо работали Л. Ленч, Б. Ласкин, В. Дыховичный и А. Слободской, В. Масс и М. Червин-ский; она в свое время заменяла у нас серьезную сатиру - веселила, острила, бичевала некоторые отрицательные явления. Никого не раздражала, в общем... развлекала, работала в рамках газетного фельетона.

Теперь комедийный фельетон на театре значительно изменился, обрел содержательность, сатирическую остроту. Но все-таки фельетонность накладывает свою печать даже и тогда, когда пьеса стремится к высотам сатирической комедии.

Я с уважением отношусь к сатирическому творчеству Сергея Михалкова. Почти сорок лет трудится писатель в этом жанре. Его лучшие сатирические комедии - «Раки» и «Памятник себе...», «Балалайкин и К0» (по мотивам Салтыкова-Щедрина) - входят в золотой фонд советской комедиографии. Пишет Михалков много, на сценах страны идут его комедии, принадлежащие к реалистическому, «традиционному» направлению нашей комедиографии.