Правдивые картины народной жизни

Избрав форму символического гротеска, комедию меткими афоризмами, яркой речью персонажей, Сая в то же время развертывает правдивые картины народной жизни, пишет типические характеры. Об этой комедии можно сказать, что она - проблемная, философская, в ней удачно сочетается комизм с серьезнейшими драматическими и трагикомическими мотивами. Одна из проблем комедии - проблема добра, разрешаемая в нравственном и эстетическом плане. Добро для писателя - норма человеческого поведения, но он понимает, что иногда зло надевает маску добра и мимикрирует, прилаживается к справедливому делу.

Сая не щадит примитивизма и тупости. Для стиля пьесы не очень характерно откровенное признание Полосатого: «Я круглый дурак»,- типичная литота! Гораздо важнее понять, что лобово и напрямую, как бывает во многих наших пьесах, персонажи Саи почти не изъясняются. Человек в пьесе остается самим собой, со всеми своими привычками, манерой говорить, думать и оценивать мир.

Пожалуй, ничего плохого нельзя сказать о крестьянке Монахине; она собралась на фиесту, переоделась (под монашеским балахоном она носит цветастое платье!), мечтает на празднике купить сковородку, которая сама все жарит. Монахиня по-своему, по-деревенски мыслит и делает заключения. Продавец шаров философствует о шарах, об их полетах в небо, ввысь, а она вспомнила другое: «Вот-вот... Помню, еще детьми были... Поросенка заколют, а мы надуем через соломинку пузырь, высушим, насыплем туда гороху и привяжем коту или собаке за хвост. Вот потеха-то была!..»

Автор с болью, с тревогой обращается к людям, которые ищут фиесту возле городского стадиона, многоголосый рев его трибун все время возникает в пьесе, и тогда Продавец шаров говорит, что вот, слышите, фиеста - рядом, стоит сделать только пять шагов, только пять, и будет праздник; они делают эти шаги и тут же попадают в смолу, в расплавленный битум, и не могут сдвинуться с места. Потом в этом же битуме бессмысленно под команду Сторожа: «Ать-два, ать-два!» - они месят жидкую смолу...