Постановщик спектакля

Постановщик спектакля «Утиная охота» О. Ефремов играет Зилова, и он - душа этого спектакля. Да, этот Зилов уже не молод, и ему не тридцать .чет, как в пьесе Вампилова. Это уже не мальчик, а муж, человек за сорок лет. Уже только это сразу ставит проблему в иную плоскость: зрелый, проживший жизнь Зилов глубже, полнее с философской точки зрения может перенести громаду переживаний, обрушившуюся на него. Наверно, именно поэтому Ефремов и играет трагедию, хотя в пьесе заключено несколько жанровых планов: ее можно играть и как сатирическую комедию, и как трагикомедию, и как драму. По Ефремов подчеркивает трагедию: оказавшись в полном одиночестве, преданный дружками, потерявший все, Зилов бьется, рыдая, в предсмертной истерике. Актер ведет его к гибели: мягко падает рука Зилова, держащая телефонную трубку...

Все, что писал Вампилов в своих драмах и комедиях, было похоже на провинциальные анекдоты. Провинция, ее быт и нравы, се сильные и слабые стороны, встает со страниц его пьес, как своеобразная страна, разгаданная художником. Это не кондовая и темная провинция в том старом «российском» смысле, которую с такой болью и горечью изображал Чехов. Нет, у Вампилова провинция живет большой, напряженной жизнью, трудится, получает все блага, как и столица, ничем, в общем-то, не отличается от нее. Радио, телевидение, новые приметы времени, культуры - все это есть в сибирских сюжетах Вампилова. Но есть и другое: сохраняются особые свойства психологии, привычек, комических происшествий, которые и дают писателю материал для сюжетов и характеров. Такую, «свою» провинцию прекрасно знал и талантливо изобразил Вампилов.

Думается, что «Провинциальные анекдоты» Вампилова не стоят особняком в его творчестве, напротив, они продолжают линию «Утиной охоты» и ранних комедий автора, в которых все конфликты и сюжеты, как правило, строились на анекдотах, комических казусах, происшествиях не просто смешных, но и грустных, и драматических.

Хочется отметить такую особенность «Провинциальных анекдотов»: они театральны, написаны со знанием законов сценического действия, с пониманием комического Искусства. Поэтому «Провинциальные анекдоты», поставленные в 1974 году «Современником» (режиссер В. Фокин), до сих пор сохраняются в репертуаре театра.

© 2008-2019 bestcourses.ru