Пора поисков

Прошедший в 1956 году XX съезд КПСС, перемены, сложившиеся в стране под его воздействием, коснулись всех звеньев общественной жизни. В искусстве 50-х годов возникает пора поисков. Начинает работать театр «Современник», пришли новые драматурги (В. Розов, А. Володин), заявила о себе плеяда молодых режиссеров (О. Ефремов, А. Эфрос, В. Пансо).

С возвращением на сцену драматургии Маяковского постепенно, преодолевая трудности, обозначаются контуры вновь возрождающейся смеховой сатирической культуры. В литературе появляются острые, проникнутые критическим пафосом книги В. Овечкина и Г. Трос-польского. В поэме А. Твардовского «За далью - даль», которая складывалась на протяжении десятилетия (1950-1960) и отрывки из которой печатались в газетах, отразились умонастроения 50-х годов, полемические и сатирические темы, продолженные поэтом позже в «Теркине на том свете».

Сатирическая культура формировалась и на эстраде. Фельетоны Н. Смирнова-Сокольского, куплеты И. Наба-това, скетчи многих мастеров разговорного жанра и парного конферанса звучали на всю страну по радио и на ТВ, исполнялись на массовых аудиториях.

К этому времени всенародной популярностью пользовался Аркадий Райкин, артист чаплинского плана, сатирик, быстро откликающийся на проявления лжи и бюрократизма, бесстрашный рыцарь сатирической музы. В 1954 году вышел фильм «Мы с вами где-то встречались». Райкин исполняет здесь свои знаменитые миниатюры («Лестница» и другие), рядом с ним выступают популярные тогда В. Лепко и М. Миронова.

В конце 50-х годов Райкин со своим театром побывал в Польше. Эту страну не очень-то удивишь по части миниатюр. А. Райкин нашел ход к сердцам поляков. Его концерты имели небывалый успех. Мне рассказывали, как во Вроцлаве Райкина после концертов ожидала толпа молодежи и его, как в свое время великую Ермолову, несли на руках к гостинице.

Смеховая культура оживала в те годы, нащупывая новые формы.