Положения и реплики

Хикмет учится у Маяковского созданию сатирической ситуации, построенной на саморазоблачениях героя, на приемах грубого и площадного театра. Вспомним, как в «Бане» Победоносиков и Оптимистенко разрабатывают уверенно действующую систему бюрократизма: «согласовать - отказать!», которая вписывается в сцепы с «красным трамваем», с Исаком Бельве-донским, которому позирует Победоносиков («Музей революции по вас плачет»), в сцене с Фосфорической женщиной, с Полей.

Назым Хикмет также выстраивает в своей пьесе феерическое действие в форме площадного народного театра. Пойманный на мелочах, Петров теперь попал в плен своеобразной «системы Победоносикова», только ее здесь творит хитрый и умный Иван Иванович. Петров бросает Люсю, перестает ходить в общий буфет, любуется своими портретами, позирует скульптору, поучает народ, заводит персональный буфет, персональную машину и персональный плавательный бассейн.

Можно найти немало «перекличек» в пьесе «А был ли Иван Иванович?» с «Баней» и «Клоном». Простое сопоставление фактов показывает, что Назым Хикмет, написавший эту комедию в течение ноября - декабря 1955 года, дружил с Плучеком, не раз видел на сцене «Баню», смотрел «Клопа», премьера которого состоялась 1 мая 1955 года. Поэт был влюблен в Маяковского, буквально бредил им, повторял наизусть отдельные реплики из его пьес. Поэтому пет ничего удивительного в том, что в пьесе «А был ли Иван Иванович?» встречаются положения и реплики, напоминающие Маяковского. Более того, в «Бане», как известно, существует персонаж Иван Иванович - нахально-ироническое лицо из комического балагана Маяковского. Помните, тот, который умеет утверждать вопросом: «У вас есть телефон? Я позвоню Федору Федоровичу...», «Вы были в бухгалтерии?.. Учет! Удивительно интересно!»

Можно предположить, что этот образ дал возможность Хикмету прийти к созданию того Ивана Ивановича, которого мы узнали по его пьесе.

В комедии Назыма Хикмета много нового и неожиданного, углубляющего опыт Маяковского. Хикмет вводит приемы кинематографа, пишет целую картину «Иван Иванович», где в кадрах диафильма иронически изображается «личная жизнь» Петрова и Люси.