Поэтический характер Маяковского

Есть основания говорить о метадиалогичности сатирических пьес Маяковского, то есть о метадиалоге как такой драматургической форме, когда автор ведет диалог со зрителем и читателями через головы своих персонажей. Поэт становится незримым (невидимым) участником комической игры в своем театре. Эта черта драматургии Маяковского органически вышла из его театра одного актера, проявилась в первой же поэтической пьесе-трагедии «Владимир Маяковский», где он сам играл главную роль, устанавливая свои взаимоотношения с миром. В «Мистерии-буфф» поэт слышался во всем, особенно в Человеке просто, роль которого автор исполнял сам в 1918 году. В сатирических стихах и пьесках постоянно присутствовал Маяковский в концовках, лозунгах, репликах. В «Клопе» и «Бане» его театр раздвинулся хронотопически в планетных параметрах пространства и времени. В этом условно-метафорическом, современном театре Маяковский продолжает играть как актер, сам участвуя в действии то стихотворной строфой («Я, Зоя Ванна, я люблю другую...», «Олег Баян от счастья пьян», «Съезжалися к заксу трамваи...»), то просто голосом («Скорее... Скорее... Скорая! Скорей!..»), то репликой, скажем, Велосипедкина («Я буду жрать чиновников и выплевывать пуговицы»), то в монологах разных персонажей (например. Ваяна, где столько затаено дискуссионных проблем), Фосфорической женщины, Режиссера.

В поэтическом театре Маяковского, насквозь политическом, допускались и действовали самые разнообразные средства сатирического, пародийного театра - клоунада и буфф, эпиграмма, каламбур, все - вплоть до балагана и скоморошества. И феерическая комедия «Клоп», и «драма в шести действиях с цирком и фейерверком» «Ваня» - это новые и все же сатирические комедии-буфф, с балаганом, площадным театром, с выдумкой и озорством, с откровенным авторским метадиалогом и с веселой и со звоном агитацией за социализм!

Метадиалог, по-моему, форма условно-метафорического театра. Автор - участник драматургической игры, он говорит со зрителем не только через головы своих персонажей, но и вставляя свое авторское отношение к тому или иному явлению в реплику персонажа.

© 2008-2019 bestcourses.ru